То есть, если кто-то из банкиров или коллекторов вместо цивилизованного диалога начнет совершать противоправные действия в адрес должников, приставы смогут наложить запрет на звонки.
Законопроект расширяет государственный контроль за деятельностью по взысканию просроченной задолженности, а значит, повышает гарантии защиты граждан от недобросовестных действий взыскателей.
Сегодня закон детально прописывает порядок деятельности по возврату просроченной задолженности. При этом установлены серьезные ограничения. Законом запрещены любые контакты с должником с 22 до 8 часов в рабочие дни и с 20 до 9 часов по местному времени в выходные или праздничные дни. Личные встречи могут осуществляться не чаще одного раза в неделю. Контроль за деятельностью профессиональных коллекторских агентств осуществляет Федеральная служба судебных приставов.
Роботы коллекторы будут обязаны представляться и предупреждать, что они не живые. Звонки от роботов-коллекторов будут приравниваться к телефонным звонкам от взыскателя-человека и считаться непосредственным взаимодействием с должником. Так что банки не смогут включать роботов, когда им захочется: лимит на звонки будет распространяться и на звонки от роботов.
Ограничения на частоту и время рассылки распространятся также на соцсети и мессенджеры, так что написать ночью на страницу в соцсети тоже будет нельзя. Слишком частые сообщения через мессенджеры тоже могут стать поводом для разбирательства с банком.
Предлагаемые новации заметно совершенствуют как процедуру взыскания просроченной задолженности, так и систему контроля за лицами, занимающимися подобной деятельностью.
Из минусов – в законопроекте прописана норма, согласно которой не является нарушением сообщение должнику о последствиях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных гражданским законодательством. То есть, банкиры будут вправе пригрозить человеку иском в суд или начислением пени.